30.08.17

Uber, Яндекс или Gett? Или Султанбек против Николая

В век информационных технологий вызов такси уже не ассоциируется с традиционным звонком в диспетчерскую службу - почти во всех городах России существует сервис заказа такси через интернет или при помощи мобильных приложений. Для пользователя это, несомненно, удобно, практично и быстро: пара нажатий на смартфоне и к вам по указанному адресу уже мчится автомобиль с обещанным водителем. Но так ли все легко, как кажется на первый взгляд? Будем разбираться.

По данным аналитиков, с 2012 по 2015 год приложения для заказа такси сократили долю "бомбил" на рынке с 80% до 30%. Эксперты оценивают совокупную стоимость поездок легальных перевозчиков в 501 млрд рублей в 2016 году, при этом "теневой" сегмент был оценен Аналитическим центром при Правительстве РФ в 2015 году в 116 млрд руб. На деле все онлайн-сервисы - это не службы такси, а агрегационные системы, которые оказывают информационные услуги.

В принципах, юридических деталях и технологиях работы таких служб и такси, конечно, существуют серьезные отличия (пример принципов Uber). Но базово агрегаторы такси работают с юридическими лицами: заключают договоры с таксопарками или ИП, которые платят агрегатору процент за подключение к системе заказов.

По данным департамента транспорта столицы, средняя стоимость поездки по Москве на данный момент составляет 450 руб., а среднее время подачи машины около 5-7 минут. В связи с тем, что на московском рынке активно работают как столичные таксисты, так и водители из Подмосковья, эксперты оценивают общий рынок легальных таксомоторных перевозок в Москве и Московской области в 181 млрд руб. и порядка 170 тысяч машин такси (по данным Дептранса Москвы и Министерства транспорта Московской области).

В апреле UBS представил глобальный рейтинг по скачиваниям приложений ROD из магазинов приложений Google Play и AppStore. Первое место занял Uber (45,2% от всех загрузок подобных приложений). Из российских сервисов в десятку попал только "Яндекс.Такси", 10-е место с долей 1,8%.

Как все начиналось

"Яндекс.Такси" запустился в Москве в 2011 году. Сегодня сервис доступен в 126 городах и 5 странах. Генеральным директором "Яндекс.Такси" стал Тигран Худавердян, который ранее заведовал направлением мобильных продуктов "Яндекса". Выручка компании по итогам 2016 года составила 2,3 млрд руб.

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел на российский рынок с сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett можно заказать в 72 городах России. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов. По данным "Спарк-Интерфакс", выручка компании в 2015 году - 1 млрд 332 млн руб., чистый убыток - 828,5 млн руб.

В 2014 году на российский рынок вышел Uber - компания, предоставляющая сервис поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, идея которого зародилась в 2008 году парижской зимней ночью, когда основатели Трэвис Каланик и Гэррет Кэмп не могли поймать такси. Сейчас сервис запущен в 28 городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Барнаул, Уфа, Омск, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, Саратов, Томск, Тюмень, Челябинск, Хабаровск, Ярославль). Статистику по работе в России и числу подключенных машин Uber не публикует.

13 июля 2017 года "Яндекс.Такси" и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса и сервисов по онлайн-заказу такси. В новую структуру было решено вложить 325 млн долларов: из них 100 млн внесет "Яндекс" и 225 млн Uber. На 59,3% платформа будет принадлежать "Яндексу", на 36,6% - Uber и на 4,1 - сотрудникам объединенной компании.

В августе 2017 года СМИ стало известно, что "Яндекс" ведет переговоры с крупными страховщиками, в том числе с "Ингосстрахом", РЕСО и ВСК об организации страхования жизни и здоровья пассажиров на время поездки. Эту опцию прорабатывают и в Uber.

Как работают онлайн-агрегаторы

Чтобы мобильное приложение или электронный сервис, которые собирают заказы от клиентов, могли отслеживать, свободна ли машина в данный момент или занята, таксисты обязаны установить на свой смартфон специальное приложение, которое с помощью GPS-данных передает агрегатору их местоположение. Так водитель получает сообщение о заказе, которое он должен принять. Пассажиру приходит уведомление, что к нему направляется ближайшее свободное такси. Владельцы автомобилей могут указать дополнительные сервисы, которые могут предоставить клиенту: перевозка животных, детское кресло. Приложение по вызову машины сообщит модель автомобиля, его номер и имя водителя, а также время, когда машина прибудет на место встречи. При желании пассажиры могут отслеживать передвижение авто на карте и проверять, сколько осталось до приезда такси.

При заказе клиент сразу же может обозначить и желаемый тариф. Например, у "Яндекса" в Москве это:

• эконом (от 99 руб.)

• комфорт (от 199 руб.)

• комфорт + (от 199 руб.)

• бизнес (от 299 руб.)

• минивэн (от 199 руб).

С 2017 года все крупнейшие агрегаторы ввели функцию фиксированного тарифа. Теперь стоимость поездки рассчитывается приложением заранее на основе предполагаемого времени поездки и длины маршрута. При этом фиксированный тариф Uber может измениться, если во время поездки случатся значительные отклонения по длине и времени маршрута от рассчитанных заранее значений. Какие именно отклонения считаются "значительными", в Uber не объясняют. Судя по комментариям в сети, стоимость в пробке становится непредсказуемой. Фиксированный тариф "Яндекс.Такси" рассчитывает на основании показателей "Яндекс.Навигатора", который учитывает не только время и длину поездки, но и ситуацию на дороге. Благодаря высокой точности навигатора компания не меняет цену поездки для пассажира, если водитель отклонился от первоначального маршрута или застрял в пробке. Единственный фактор, который влияет на стоимость поездки - воля пассажира: незапланированные остановки в пути или смена места назначения.

В конце июня 2017 года компания "Ситимобил" на хатаконе по дата-журналистике в НИУ ВШЭ открыла доступ к обезличенным данным о передвижении такси. По статистике, меньше всего заказов приходится на позднюю ночь и почти все они в это время сосредоточены в рамках Садового кольца. С 7 до 9 часов утра вызовы перемещаются за Садовое - люди едут на работу. С 19 часов активность возвращается в центр - горожане направляются домой.

Личное тестирование

Согласно информации, опубликованной РБК, самым популярным агрегатором такси в 2016 году был "Яндекс.Такси" - около 500 тыс. поездок в сутки, на втором месте - Uber (150-170 тыс. поездок), Gett - 150 тыс. поездок, процентное соотношение не публиковалось. Также на московском рынке работает региональная "большая тройка" (недавно ставшая двойкой): RuTaxi, "Сатурн" (объединились в единую компанию Fasten) и "Максим". Раньше они традиционно работали как телефонные диспечерские, поэтому были не так популярны в столице, но теперь у каждого есть свои мобильные приложения по заказу такси, так что они тоже вступили в "битву агрегаторов" за московских пассажиров. В рамках нашего эксперимента мы решили проверить, как чувствует себя пассажир трех самых популярных сервисов заказа такси в Москве.

Первый в списке - Uber. Честно признаюсь, сервисом я пользуюсь уже полтора года, закрывая глаза на периодические недостатки. Дело привычки.

• Ночное время

• Время поездки: 32 минуты

• Стоимость: 318 руб.

Плюсы: фиксированная цена, которая известна заранее

Минусы: плохая навигация, грязный автомобиль

Я вызываю машину раньше, чем мой спутник, однако к нему водитель приезжает быстрее. У него "Яндекс.Такси". Мы ждем минут 10. Мой водитель промахивается и уезжает дальше на несколько метров. Созваниваемся, объясняю, как подъехать, сажусь. Автомобиль не новый, но бывало и хуже. Водитель выглядит опрятно, уточняет, включить ли музыку и после отказа больше не беспокоит расспросами. Отмечаю про себя, что едем мы в основном потоке. На выделенку разрешения, видимо, нет. Хочется спать, поэтому я закрываю глаза. Открываю и обнаруживаю, что машина едет дворами в непонятном мне месте. Разбираемся. Навигатор почему-то повез дворами, а не напрямик.

С учетом того, что мой дом находится прямо рядом с проспектом - это странно и нервно. Хочется спать, видимость плохая, приходится открывать собственную карту в телефоне и строить нормальный маршрут. Водитель извиняется, ругается на навигатор и говорит, что в последнее время это частая проблема Uber. В сердцах соглашаюсь, с "Убером" это вечная история - они регулярно приезжают не туда или не так. В прошлый раз я почти опоздала в аэропорт: первого водителя "Убера" остановили за нарушение правил, а второй приехал не на ту сторону проспекта.

Следующий - "Гетт", или сервис, который не вызовешь просто так.

• Уезжаю тоже ночью и тоже из центра

• Время поездки: 25 минут

• Стоимость: 506 руб., предварительная стоимость - 412 руб.

Плюсы: вежливый и приветливый водитель, сравнительно новый автомобиль

Минусы: долгое ожидание, плохая навигация, самая высокая цена

Первое, что бросается в глаза: вызов машины занимает 15 минут. Несколько раз поиск сбрасывается - то нет машин, то просто зависает и прочие мучения приложения. Я нажимаю на кнопку "акция с теле2", и только после этого проходит одобрение и ко мне отправляется машина. Водитель, конечно, приезжает не к нужному углу дома, приходится созваниваться, объяснять и общее время посадки занимает, наверное, около 20-30 минут. Что очень чувствительно в ситуации, когда на часах около двух ночи. В этот раз я слежу за дорогой, у Белорусского пробка, чертов ремонт дорог. Дальше - пустой Ленинградский и заблудиться на нем сложно. Водитель общительный, видно, что ему не терпится поговорить, но инструкция запрещает доставать пассажиров. Спрашиваю сама про его навигатор. Николай, так зовут водителя, говорит, что "родной навигатор" у "Гетта" плохой и у "Убера" тоже. Поэтому он на собственном телефоне включает "Яндекс.Навигатор". "Только по нему и можно ездить, а их системы город не знают, сколько проблем уже было, поэтому я с Яндексом".

Наконец, "Яндекс.Такси".

• Ночное время, аналогичный маршрут

• Время поездки: 28 минут

• Стоимость: 337 руб.

Плюсы: точное время ожидания, четкая посадка, самый оптимальный маршрут

Минусы: громкая музыка

Поездка на "Яндекс.Такси" запомнилась хуже всего, хотя и была последней. Скорее всего, от того, что не случилось никаких злоключений, которыми душа жаждет поделиться. Главный минус, который мешал всю дорогу, - в салоне стоит едкий застарелый запах табака. Водитель, видимо, регулярно курит не выходя из автомобиля. Для некурящей девушки получается настоящая газовая камера. Я вызвала машину к третьему подъезду дома своей подруги и уже готовилась выслушивать проклятья по телефону, потому что плутать по району, разбираясь, как сюда заехать, можно до утра - дом не у дороги, у самого очевидного объезда стоит шлагбаум. Но водитель подъехал в течение обещанных семи минут ровно к точке назначения (впервые за время эксперимента). Как выяснилось позже, подруга, нахлебавшись долгих ежедневных объяснений с водителями, нанесла свой подъезд и злосчастный шлагбаум на "Народную Карту Яндекса". Теперь, если вбить ее подъезд в строку адреса сразу после номера дома, навигатор (о, магия!) сам легко доведет машину до нужной двери. Внутри у водителя громко играла музыка (по ночам это частая проблема в такси, думаю, они так стараются не уснуть), но после первой же просьбы радио выключили и я спокойно задремала. Доехали без всяких приключений, поворотов не туда и лишних вопросов. Водитель лишь уточнил, у какого подъезда остановить.

В общем, "Яндекс.Такси" - это когда у вас нет времени на лишние проволочки и квесты с таксистом на пару.

Итоги тестирования

Стоит дешевле: Uber

Везет понятными дорогами: Яндекс.Такси"

Экономит время: Яндекс.Такси"

Лучший водитель: Gett

Состояние машины: Gett

Главный бич всех агрегаторов, как оказалось, - это плохие маршруты. Водители с трудом находят место посадки и еще хуже - точку назначения. Здесь фору конкурентам однозначно дает "Яндекс.Такси". Самую низкую цену по-прежнему предлагает Uber, несмотря на крючковатый маршрут, поездка с водителем Султанбеком обошлась мне в 318 рублей. Gett оказался самым долгим и дорогим, зато с водителем Николаем приятно было поговорить. А это иногда того стоит.

Другие материалы автоблога

27.11.17
Фотографии благотворительного издания опубликовал портал Woman. А вообще, календарь платный. Стоит он $ 14,99 за штуку. Все доходы идут в фонд University Settlement, который обеспечивает питание и временное жилье для более чем 30 000 представителей рабочего класса в Нью-Йорке. Кстати, с 2012 года календарь таксистов помог собрать на благотворительность более $60 000. этот раз для издания позировали водители семи разных национальностей...
25.11.17
Презентация календаря прошла в Нью-Йорке в Манхеттен-центре. этом году на страницы календаря угодили только модели африканского происхождения. роли Алисы - модель с кукольной внешностью Даки Тот. Снимали 45-е издание легендарного календаря в Лондоне. Британский фотограф Тим Уокер решил по-новому взглянуть на одно из самых классических произведений английской литературы "Приключения Алисы в стране чудес"...
17.11.17
Сейчас проект ё-мобиля (пишется именно так, с маленькой буквы) начал забываться, но ещё пару лет тому назад он был отличным поводом потроллить доверчивых "ждунов", сделавших предзаказы, да так ничего и не получивших. Они ничего и не могли получить. И это знали сами разработчики ё-мобиля. Почти все, разве что кроме главного инвестора -  Михаила Прохорова...
15.11.17
Накидки для автомобилей Cantra - еще больше гарантии! Последние новости от Cantra Известный российский бренд не только продает высококачественную продукцию, но и старается радовать своих постоянных покупателей новинками. Кроме того, компания Cantra повышает качество своей продукции. Недавно руководство заявило, что запустила обновленную линейку моделей автонакидок. Изделия изготовлены по улучшенной технологии, позволяющей повысить технические и эксплуатационные показатели...
10.11.17
Токийский автосалон-2017, 45-й по счету, новых моделей для России фактически не показал: Mitsubishi Eclipse Cross представили еще в Женеве, кей-кары в Россию не привезут, а невероятная Honda Civic нам, по мнению отечественных маркетологов бренда, противопоказана. И все же кое-что интересное в Токио продемонстрировали. Японский автопром, витриной которого небезосновательно считается моторшоу столицы Страны восходящего солнца, в этом году не богат на новинки...